slabovid

 

Консультация для родителей:

"Скоро лето. Играем с песком"

Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить дороги, горы и т.д. Всем, наверное, знакомо выражение, что мир маленького ребенка находится на кончиках пальцев и различная их стимуляция, является очень мощным фактором развития головного мозга ребенка.

Если ребенок словами не может выразить свои эмоциональные переживания, ему на помощь приходит игра. А игра с песком – самая естественная и доступная, ну и самая необычная. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка по типу сказочного сюжета, ребенок и приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, и освобождается от тревоги и напряжения, и развивает сенсорную чувствительность, так обедненную прогрессом.

Игра с песком не только заменяет пальчиковую гимнастику, но еще развивает усидчивость, воображение, избавляет от нервного напряжения.

Песок – прекрасный антистресс: он даёт эффект «заземления», убирает напряжение и излишнее возбуждение нервной системы. Песок стимулирует тактильные ощущения и идеально подходит для «сенсорных» пространств. С песком можно успешно работать без слов, а только через действия и чувствование. Это очень важно в случае, если ребёнок не разговаривает или не может выразить своё состояние вербально.

«Песочная терапия» это направление, в котором применяются все вышеперечисленные свойства песка. При этом игры родителей с детьми в песочнице могут быть также очень полезными, развивающими, позитивными и интересными для всех. Ниже приведены примеры эффективных и увлекательных упражнений и игр, которые при этом просты и доступны любому педагогу и родителю.

Игры и упражнения с песком

  1. Рисование пальчиками выражений лиц с различными эмоциями на влажном песке.
  2. Игра «Волшебные дюны». Дети погружают руки в песок, начинают шевелить пальчиками и следят за изменением песочного ландшафта.
  3. Игра «Что же спрятано в песке». В песок закапывают предметы. Дети погружают руки в песок и ищут разные предметы.
  4. Дети через раскаленный песок (желтая ткань, имитирующая песок), очень осторожно, на цыпочках двигаются по песку, держа друг друга за руки.
  5. Дети гладят песок, играют на «песочном пианино», делают следы кулачками.
  6. Рисование песком на стекле.
  7. Дети кладут на песок тяжелый предмет (ключ). Он оставляет более глубокий и отчетливый след, чем легкий (карандаш).
  8. Дети «идут по песку» палочкой. Она проваливается в песок. «Идут по песку» крышечкой. Она оставляет след, но не проваливается.
  9. Упражнение «Песочные часы». Дети сыплют тонкой струйкой из ладошек песок и смотрят на настоящие песочные часы, сравнивают, сколько прошло времени.
  10. Игра «Археологи». Дети каждым пальчиком попеременно раскапывают предметы, закопанные в песочнице.
  11. «Пуговичный массаж». Детям предлагается закрытая коробочка – ларец с песком, в котором находятся пуговицы различные по величине и фактуре, форме. Необходимо опустить руку в песок и, совершая различные действия, описать свои ощущения.
  12. Игра «Обыкновенное чудо». Используется камень, закопанный в песок, не очень приятный на ощупь. Игроки по очереди откапывают камень, рассказывают о его свойствах. Педагог отмечает, что он холодный. Камешек передвигается по кругу и становится теплее от рук и слов игроков.
  13. Игра «Письмена на песке». На песке изображены элементы букв. Дети дописывают элементы букв, называют их.
  14. Игра «Веселые буквы». Каждый ребенок лепит из песка первую букву своего имени.
  15. Дети раздувают веером сухой и влажный песок.
  16. Рисование «Моя мечта». Дети с помощью разнообразного материала – перьев, бусин, ракушек, веточек дерева – делают узоры на песке.
  17. Тактильная игра «Сундучок с сюрпризом». Ребята открывают сундучок с песком, педагог предлагает им одним пальцем, выполняя круговые движения, найти сюрприз: изображения солнца, радуги, миниатюрные ромашки…)
  18. Игра – тренинг «Песочная река». Дети делают в песочнице реку. Погружают ладони в песок и медленно двигают пальцами, стараясь не задеть закопанные фигурки. Педагог: «Представьте себе, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки разного цвета: одни коричневатые, другие – золотистые, третьи – ярко – желтые. Вас подхватывает легкий приятный ветерок, кружит и переносит в большую песочную реку, где тепло, уютно, спокойно и приятно. Но необходимо быть осторожнее, под песчаной водой есть жители, которых нельзя задевать».
  19. Упражнение «Осенняя композиция». Дети создают музыку листопада с помощью песка: сыплют песок на фольгу (шуршащие звуки), на бумагу (шелестящие звуки), на стекло (скрипящие звуки).
  20. Подвижная игра «Песчинки». По сигналу дети – песчинки собираются командами по 2, 3, 4 человека.
  21. Этюд «Песочное зеркало». Детям предлагается посмотреться в «песочное зеркало» и нарисовать, используя карандаши, мелки, краски, альбом, какими они увидели себя.
  22. «Следы». Дети с помощью кулачков, пальцев, ладошек, ребра ладони оставляют на песке следы.

Подведём итог. Игры с песком способствуют развитию предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие детей), развивают тактильную чувствительность, такие игры учат детей владеть своими руками, тренировать логику. Играйте на здоровье!

Филонова Н.С., педагог-психолог

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?