Консультация для родителей:
"Скоро лето. Играем с песком"
Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить дороги, горы и т.д. Всем, наверное, знакомо выражение, что мир маленького ребенка находится на кончиках пальцев и различная их стимуляция, является очень мощным фактором развития головного мозга ребенка.
Если ребенок словами не может выразить свои эмоциональные переживания, ему на помощь приходит игра. А игра с песком – самая естественная и доступная, ну и самая необычная. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка по типу сказочного сюжета, ребенок и приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, и освобождается от тревоги и напряжения, и развивает сенсорную чувствительность, так обедненную прогрессом.
Игра с песком не только заменяет пальчиковую гимнастику, но еще развивает усидчивость, воображение, избавляет от нервного напряжения.
Песок – прекрасный антистресс: он даёт эффект «заземления», убирает напряжение и излишнее возбуждение нервной системы. Песок стимулирует тактильные ощущения и идеально подходит для «сенсорных» пространств. С песком можно успешно работать без слов, а только через действия и чувствование. Это очень важно в случае, если ребёнок не разговаривает или не может выразить своё состояние вербально.
«Песочная терапия» это направление, в котором применяются все вышеперечисленные свойства песка. При этом игры родителей с детьми в песочнице могут быть также очень полезными, развивающими, позитивными и интересными для всех. Ниже приведены примеры эффективных и увлекательных упражнений и игр, которые при этом просты и доступны любому педагогу и родителю.
Игры и упражнения с песком
- Рисование пальчиками выражений лиц с различными эмоциями на влажном песке.
- Игра «Волшебные дюны». Дети погружают руки в песок, начинают шевелить пальчиками и следят за изменением песочного ландшафта.
- Игра «Что же спрятано в песке». В песок закапывают предметы. Дети погружают руки в песок и ищут разные предметы.
- Дети через раскаленный песок (желтая ткань, имитирующая песок), очень осторожно, на цыпочках двигаются по песку, держа друг друга за руки.
- Дети гладят песок, играют на «песочном пианино», делают следы кулачками.
- Рисование песком на стекле.
- Дети кладут на песок тяжелый предмет (ключ). Он оставляет более глубокий и отчетливый след, чем легкий (карандаш).
- Дети «идут по песку» палочкой. Она проваливается в песок. «Идут по песку» крышечкой. Она оставляет след, но не проваливается.
- Упражнение «Песочные часы». Дети сыплют тонкой струйкой из ладошек песок и смотрят на настоящие песочные часы, сравнивают, сколько прошло времени.
- Игра «Археологи». Дети каждым пальчиком попеременно раскапывают предметы, закопанные в песочнице.
- «Пуговичный массаж». Детям предлагается закрытая коробочка – ларец с песком, в котором находятся пуговицы различные по величине и фактуре, форме. Необходимо опустить руку в песок и, совершая различные действия, описать свои ощущения.
- Игра «Обыкновенное чудо». Используется камень, закопанный в песок, не очень приятный на ощупь. Игроки по очереди откапывают камень, рассказывают о его свойствах. Педагог отмечает, что он холодный. Камешек передвигается по кругу и становится теплее от рук и слов игроков.
- Игра «Письмена на песке». На песке изображены элементы букв. Дети дописывают элементы букв, называют их.
- Игра «Веселые буквы». Каждый ребенок лепит из песка первую букву своего имени.
- Дети раздувают веером сухой и влажный песок.
- Рисование «Моя мечта». Дети с помощью разнообразного материала – перьев, бусин, ракушек, веточек дерева – делают узоры на песке.
- Тактильная игра «Сундучок с сюрпризом». Ребята открывают сундучок с песком, педагог предлагает им одним пальцем, выполняя круговые движения, найти сюрприз: изображения солнца, радуги, миниатюрные ромашки…)
- Игра – тренинг «Песочная река». Дети делают в песочнице реку. Погружают ладони в песок и медленно двигают пальцами, стараясь не задеть закопанные фигурки. Педагог: «Представьте себе, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки разного цвета: одни коричневатые, другие – золотистые, третьи – ярко – желтые. Вас подхватывает легкий приятный ветерок, кружит и переносит в большую песочную реку, где тепло, уютно, спокойно и приятно. Но необходимо быть осторожнее, под песчаной водой есть жители, которых нельзя задевать».
- Упражнение «Осенняя композиция». Дети создают музыку листопада с помощью песка: сыплют песок на фольгу (шуршащие звуки), на бумагу (шелестящие звуки), на стекло (скрипящие звуки).
- Подвижная игра «Песчинки». По сигналу дети – песчинки собираются командами по 2, 3, 4 человека.
- Этюд «Песочное зеркало». Детям предлагается посмотреться в «песочное зеркало» и нарисовать, используя карандаши, мелки, краски, альбом, какими они увидели себя.
- «Следы». Дети с помощью кулачков, пальцев, ладошек, ребра ладони оставляют на песке следы.
Подведём итог. Игры с песком способствуют развитию предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие детей), развивают тактильную чувствительность, такие игры учат детей владеть своими руками, тренировать логику. Играйте на здоровье!
Филонова Н.С., педагог-психолог